Шарики не предлагать
У заказчика повысилась планка вкуса – появились люди не только с возможностями, но и с запросами. В итоге на первый план выходит индивидуальность, а типовые конкурсы уходят. Все чаще можно услышать: «Нам надувание шариков не предлагать. И большая просьба: без переодеваний!»
Вкусы меняются
Количество зарегистрированных event-компаний в городе приближается к пятидесяти наименованиям. Однако, по словам участников рынка, максимум к дюжине из них действительно можно употребить прилагательное «профессиональный». В приближающийся летний сезон в Тольятти появится еще 5-6 новых имен. «Но зачастую такие «самовыдвиженцы» не являются самостоятельной творческой единицей, – считает Иван Коуров, арт-директор ресторана «Хлопок». – Просто кто-то однажды посмеялся над его шуткой, а кто-то намекнул на выдающуюся харизму. Подумав, что лишь ему под силу спасти этот мир от смертной скуки, амбициозный шоумен пытается зарабатывать, развлекая наработанным до него и уже устаревшим сценарным материалом. И на первом же мероприятии сталкивается с множеством проблем».
«Берет тематику путешествий, расставляет на столах флажки стран мира и одевается в какого-нибудь картавого француза, – поясняет Родион Пивоваров, руководитель творческого объединения «Кит», известный как Мистер Фитиль. – Ничем больше не обозначив направленность вечера, выбирает из зала четырех активных и в меру трезвых господ и заставляет их весь вечер угадывать, что едят и как спят жители какой-нибудь Гватемалы. А остальные пятьдесят участников праздника до ночи заливают алкоголем мясное ассорти, изредка поглядывая на тех четырех ненормальных».
Впрочем, такие массовики-затейники сегодня быстро вытесняются с рынка не столько его лидерами, сколько самим потребителем. «У заказчика повысилась планка вкуса – появились люди не только с возможностями, но и с запросами. В итоге на первый план выходит индивидуальность, а типовые конкурсы уходят», – сообщает Дмитрий Левин, директор компании «Маэстро». «Бывает, нас сразу предупреждают: нам конкурсы с надуванием шариков не предлагать, участвовать в попадании в бутылку привязанного к поясу карандаша тоже заставлять не надо. И особая просьба: без переодеваний», – подтверждает Иван Коуров.
В прошлое ушли и псевдогламурные вечеринки. Сегодня беспроигрышные варианты корпоративного праздника – бразильские и гавайские вечера, гангстерские и восточные стилизации, вручение мировых премий, атмосфера ранчо и морская направленность. Обязательный атрибут любого серьезного корпоратива – местные ребята с электрогитарой, ударными и синтезатором, дарующие жующим виновникам торжества свои кавер-версии на мировые и отечественные нетленки. Первую строчку в этом рейтинге занимает группа «Старый третий». Есть и еще пять-шесть коллективов, среди которых выделяются «Оркестр имени Брюса Уиллиса» и «FM». Средняя стоимость такого выступления – 30 тысяч рублей.
Прейскурант услуг
Кого-нибудь «посерьезней» в город тоже заказывают, но это исключительно русские исполнители. «В Самару, правда, как-то привозили Scorpions и джазовый оркестр из Лондона. Цена и заказчики мировых звезд держатся в строгом секрете. Область у нас небольшая, а вопросов, каким образом предприниматель и тем более чиновник оплатил «Ветер перемен», будет много. В любом случае все расчеты проходят наличкой», – улыбаются участники рынка.
Прейскурант с именами исполнителей российского масштаба куда доступнее импортных величин. Час зажигательных песен от Сергея Жукова стоит €10 тыс., «Иванушек International» – €20 тыс. «В Тольятти есть несколько компаний, руководство которых является ярым поклонником федеральных кавэнщиков. Благодаря им команда «Уездный город» (€10 тыс.) – частый гость волжских широт», – делится Иван Коуров. Куда дороже обойдется Валерий Меладзе, пользующийся в Тольятти особым спросом, – не менее €30 тыс. за сорокапятиминутный перфоманс.
Однако наличие у стола Меладзе – не единственное важное условие удавшегося торжества. Чтобы обеспечить каждого полноценным меню, необходимо потратить минимум 2 тыс. рублей на человека. Качественное звуковое оформление обойдется в 10 тыс. рублей. Аналогичная цена и за неплохую светотехнику. Минимальный декор помещения – 5 тыс. рублей. Сувенирная и раздаточная продукция – от 20 тыс. рублей. Работа со сценарием к будущему торжеству стоит не менее 5 тыс. рублей. За присутствие той же гавайской или гангстерской тематики каждый обозначенный пункт прейскуранта необходимо умножить на два.
Самый главный персонаж, от которого весь вечер будет зависеть пищеварение собравшихся, – «человек с микрофоном». «Если постараться, ведущего можно отыскать и за 3 тыс. рублей. Но о качестве данной работы, думаю, говорить не стоит. Специалисту придется отдать не менее 20 тыс.», – говорит Родион Пивоваров. Главные ведущие города – творческий дуэт «Осьминоги» (Алексей Мичурин и Олег Илюшин), конферанс которых обойдется в сумму от 60 тыс. рублей.
С фокусниками проблема
Что касается особых услуг вроде праздничного фейерверка, совсем скромный вариант стоит около 15 тыс. рублей. Более солидное салютирование выйдет заказчику в 80 тыс. Двадцать минут файер-шоу обходится в те же 15 тыс. В Самаре – в полтора раза дороже. Правда, по словам местных event-компаний, наши файерщики выступают куда интереснее областных.
Тольяттинские жонглеры спиртными напитками (от 5 тыс. рублей за работу в паре) приобрели славу лидеров флейринга далеко за пределами города, а вот с качественным неоновым шоу дела обстоят гораздо лучше в областной столице. С фокусниками в Тольятти тоже проблема: представителей жанра можно перечесть по пальцам одной руки. Цена здешней ловкости рук – 7 тыс. рублей, стоимость самарских «зайцев из шляпы» – 20 тыс.
Но качество фокусников или мастеров работы с неоном – не самая большая проблема рынка. «У нас очень много агентств, занимающихся лишь формальной организацией праздника: поиском ведущего, декораторов, диджеев. Такие ребята приезжают к началу торжества, чтобы удостовериться, что все на месте, и уезжают. А все недочеты мероприятия темным пятном ложатся на репутацию главного работника – ни в чем не повинного ведущего. Поэтому лучшей компанией является та, где организатор, руководитель, сценарист, ведущий – одно лицо», – делится Родион Пивоваров.
Другая проблема – в уже обозначенной «засоренности» рабочего пространства новоявленными шоуменами. «Пробиться на рынок можно только в двух случаях. Или ты работаешь в составе уже существующей профессиональной организации, или ты настолько невероятно харизматичная и талантливая единица, что заметно выделяешься от имеющегося контента. И тогда действительно есть возможность успешно закрепиться сначала как отдельное физическое лицо, а через несколько лет, наработав собственную клиентскую базу, как юридическое лицо», – говорит Иван Коуров.