Тольятти такого еще не видел

06.11.2012 / 08:29
Учредитель Волжской картинной галереи Виталий Вавилин об уникальном культурном проекте, привезенном в город - неоднозначной и вызывающей больше вопросов, чем ответов художественной выставке "Красные ворота".

9 ноября в Тольятти откроется экспозиция межрегиональной художественной выставки «Красные ворота». Соучредителем проекта наравне с Российской академией художеств выступила Волжская картинная галерея «Собрание актуального реализма» – музей, созданный банкиром и меценатом Виталием Вавилиным. Зачем Тольятти и тольяттинцам нужно показывать современное искусство, мы попытались выяснить из «первых рук».

Вавилин_2

На фото: Учредитель Волжской картинной галереи «Собрание актуального реализма» Виталий Вавилин считает, что тольяттинцам необходимо объяснить: восприятие художественной культуры как картин с цветочками и кошками, пригодными для развешивания в гостиных и кафе, – ущербно.

– Выставки, спектакли и прочие культурные мероприятия, которые привозят на «гастроли» в провинцию, обычно имеют своей целью – заработать на входных билетах. «Красные ворота», которые вы покажете в Тольятти, из разряда мероприятий для тех, кто готов заплатить за свое приобщение к миру эстетики?

– В корне неверное предположение. Во-первых, наше принципиальное решение – вход на художественную экспозицию в Тольятти будет свободным. Второе – выставка «Красные ворота» будет первым в истории города событием подобного масштаба – когда у нас будут выставлены одновременно оригиналы 200 полотен – чья культурная и художественная ценность на данный момент пребывает в высшей точке своей актуальности. И третье – этот проект будет привезен в город и показан не для богемной тусовки, попивающей шампанское и рассуждающей о высоких материях на фоне картин. Его целевая аудитория – обычные горожане, ни в привычки, ни в потребности которых не входит посещение картинных залов и художественных экспозиций, но которых мы должны заставить прийти и увидеть эту выставку.

– Зачем? Если вы сами констатируете, что сложившаяся картина мира среднего тольяттинца прекрасно обходится без живописи и графики?

– Не прекрасно. Наш город погрузился в такое ментальное болото, вытаскивать себя из которого нужно срочно. Сегодняшнее массовое восприятие художественной культуры как картин с цветочками и кошками, пригодных для развешивания в гостиных и кафе, – ущербно. Настоящее современное искусство – это то, что заставляет думать, вскрывает злободневные проблемы, актуальное мироощущение и выражает то, о чем зритель подозревает, но пока не решается даже для самого себя четко сформулировать. Именно такие полотна мы везем в Тольятти показывать и горожанам, и местным художникам. Первым – задавая вектор прогрессивных размышлений, а вторым – напоминая их изначальное идеологическое предназначение, которое часто забывается за созданием множества картинок для украшения интерьера.

Кстати, чтобы максимально расширить аудиторию посетителей выставки, не применяя ограничений «для лиц старше 18 лет», «16 лет», «14 лет», нам пришлось отказаться от экспонирования некоторых остросоциальных и актуальных полотен, которые, как и настоящая жизнь, часто не вписываются в пасторальные рамки, «не оказывающие негативного влияния на психику».

– Где будет проходить выставка?

– Из-за того, что в Тольятти никогда не привозились экспозиции подобного уровня, первая проблема, с которой мы столкнулись, – отсутствие в городе подходящего помещения. Речь идет не только об определенном метраже, но и о необходимом уровне освещения, температуре воздуха, высоте потолков и прочих нюансах. Единственным возможным вариантом стало размещение выставки в залах будущей временной дислокации Волжской картинной галереи – это второй этаж стеклянной пристройки к первому комплексному общежитию на ул. Революционной. Чтобы привести эти помещения в соответствие с концепцией выставки, дизайнеры предложили смелое решение – обить стены выставочных залов необработанными досками, и на них развесить картины. Получается довольно символично: такая реальная жизнь, без прикрас.

– Галерея «Собрание актуального реализма» де-юре существует уже больше года и имеет нескромный фонд, в котором около тысячи интересных работ. Но активной экспозиционной деятельности пока галерея не ведет…

– По уже озвученной причине отсутствия подходящего помещения. Для понимания: показ каждой картины публике должен проходить в соответствующей этому полотну обстановке. Нельзя показывать Рубенса или Рафаэля в антураже заводского цеха, странно выглядит актуальное искусство в мраморных дворцовых залах. Если картина противоречит интерьеру, в котором она размещена, ее просмотр не произведет на зрителя должного впечатления – возникнут путаница и диссонанс.

Поэтому поиск помещения для экспозиции коллекции Волжской картинной галереи – одна из первостепенных задач. В идеале художественный музей должен располагаться в специально построенном здании с изначально заложенными характеристиками: с сухим просторным подвалом для хранилища, оптимальным остеклением, свободной планировкой для гибкого формирования выставочных пространств, с разновысокими потолками и другими специфическими особенностями. Ни одно из существующих в городе помещений не отвечает этим требованиям, в том числе и помещение на ул. Революционной. Поэтому мы рассматриваем его как временное и параллельно начинаем работу по поиску подходящего участка для строительства настоящего музейного комплекса, где наша уже сегодня достаточно богатая и постоянно пополняющаяся коллекция будет достойно представлена публике.

Справка:

* «Красные ворота» – это передвижная выставка живописи и графики, организованная в честь 255-летия учреждения Российской академии художеств.

* Организаторы проекта: Минкульт РФ, Российская академия художеств, правительство Саратовской области, министерство культуры Республики Татарстан, мэрия г.о. Тольятти, Волжская картинная галерея «Собрание актуального реализма».

* В экспозиции выставки – работы художников реалистического направления из Москвы, городов Поволжья и Татарстана; в числе участников выставки – тольяттинские и самарские художники.

* Выставка является передвижной: она открылась 17 октября в Саратове, 9 ноября стартует в Тольятти, затем переместится в Казань, а в декабре будет экспонироваться в Академии художеств в Москве.

* В рамках выставочного проекта был проведен художественный конкурс «Против течения» с премиальным фондом более 1 млн руб. Премии по четырем номинациям конкурса будут вручены в четырех городах. В Саратове – премия им. К. С. Петрова-Водкина за инновации в академическом искусстве»; в Тольятти – премия имени И. Е. Репина за актуальность в академическом искусстве; в Казани – премия имени Н. И. Фешина за пластические достоинства в академическом искусстве, в Москве – премия имени П. П. Чистякова «Лучшему художнику-педагогу».

Прежде, чем использовать данный материал, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами.