Побег из футляра

29.05.2011 / 00:00
Сельскохозяйственная этимология слова «культура» общеизвестна. И, судя по происходящему в Тольятти, расставаться с этим «приземленным» смыслом рано. Наблюдениями над возделывателями городского ландшафта делится Влад Радьков.

Тольяттинский прагматизм известен. Лозунг «Частное превыше общественного» деятельно воплощается в жизнь не только застройщиками и политиками, но и самими горожанами. Шашлыки в лесу в разгар весенней жары, парковка на детских площадках и газонах, исчезающие провода и канализационные люки, вытоптанные и замусоренные скверы… Общественное как категория всегда компромисс, ведь оно не приносит прибыли, как бизнес, и не принадлежит кому-то одному, как собственность.

Неудивительно, что места, традиционно считавшиеся общественными, постепенно исчезают с карты города. Ответ на вопрос, что выберет инвестор – спортивную площадку или новый дом, проще всего получить, выглянув в окно.

На таком фоне удивляет другое – что находятся созидатели публичного пространства, герои культурных оазисов в забытых местах.

Центрами новой ландшафтной революции стали, пожалуй, городские учреждения культуры. «Музейный Пикник» показал, как обычная поляна может стать центром притяжения интересных людей и идей. Театральный сад стал мощной боковой ветвью театра кукол «Пилигрим». Удалось восстановить площадь перед театром «Колесо». Постепенно осваивается и приобретает современный облик площадь Искусств у филармонии…

Каждый сможет дополнить этот список: к счастью, в городе находятся люди, что ставят скамейки и разбивают цветники у магазинов и офисов, не боясь летней засухи и ночных вандалов. Немало интересных проектов сделали отдельные тольяттинцы и неформальные группы – я вспоминаю проект «Африка» Владимира Волги, городские скульптуры «Пространства 1-9», лесные скульптуры и граффити, проекты молодых дизайнеров…

И все же радужной ситуацию назвать нельзя. «Окультуренных» территорий городу явно не хватает, хотя кому-то и кажется, что эстетика – та часть бюджета, которую можно безболезненно урезать. Как обычно, не находится средств, и, к примеру, только на бумаге стратегического плана существует проект «Цветной город», позволивший бы типовым многоэтажкам приобрести яркую индивидуальность. Для невидимой руки рынка парковка на пустыре представляется гораздо логичнее сквера.

Но только ли в деньгах загвоздка? Ведь, когда доходит до дела, выясняется, что мы не всегда готовы принять новое. И в сети, и в реальной жизни критиков на любую инициативу находится множество, а равнодушных – и того больше. Одни готовы писать письма, чтобы «не допустить», а другие считают, что каждый должен заниматься «своими делами». Но немного находится третьих, готовых понять, поддержать и помочь. Сверхбдительность делает из нас эдаких людей в футляре, которым кем-то велено «не пущать». И потому на заборе, где не нашлось места граффити, гордо красуется работа «черных» политтехнологов, а вместо экстрим-парка – стоянка, на которой никто не сломает себе шеи.

Часто ли мы приходим на городской праздник с желанием привнести туда что-то доброе, оставив дома черный молескин критика, которому опять кто-то должен? Поддержим ли мы музыканта, играющего в подземном переходе, или предпочтем автомобильный шум наивной песенке про любовь?

Увы, ответов на эти вопросы не найти в Google. Для того чтобы возникла река, капли должны собраться в поток. Общественное пространство возникает там, где мы готовы разделить с другими что-то свое. И если вдруг на улице вы встретите культурных героев Тольятти, вспомните, что вы тоже можете помочь. Хотя бы доброй улыбкой.